РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
- Лекция 1. Возникновение и становление педагогической профессии. Провёл аспирант СПб АППО Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 2. Особенности педагогической профессии. Провёл аспирант СПб АППО Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 3. Перспективы развития педагогической профессии. Провёл аспирант СПб АППО Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 4. Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы. Провёл аспирант СПб АППО Хаматгалеев Э. Р.
ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА
- Лекция 5. Сущность педагогической деятельности. Провёл аспирант СПб АППО Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 6. Основные виды педагогической деятельности. Провёл аспирант СПб АППО Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 7. Структура педагогической деятельности. Провёл аспирант СПб АППО Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 8. Учитель как субъект педагогической деятельности. Провёл аспирант СПб АППО Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 9. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Провёл аспирант СПб АППО Хаматгалеев Э. Р.
ГЛАВА 3. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ
- Лекция 10. Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры. Провёл аспирант СПб АППО Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 11. Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры. Провёл аспирант СПб АППО Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 12. Технологический компонент профессионально-педагогической культуры. Провёл аспирант СПб АППО Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 13. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры. Провёл аспирант СПб АППО Хаматгалеев Э. Р.
ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
- Лекция 14. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности. Провёл аспирант СПб АППО Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 15. Развитие личности учителя в системе педагогического образования. Провёл аспирант СПб АППО Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 16. Профессиональное самовоспитание учителя. Провёл аспирант СПб АППО Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 17. Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей. Провёл аспирант СПб АППО Хаматгалеев Э. Р.
РАЗДЕЛ II. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
ГЛАВА 5. ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ
- Лекция 18. Общее представление о педагогике как науке. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 19. Объект, предмет и функции педагогики. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 20. Образование как социальный феномен. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 21. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 22. Связь педагогики с другими науками и её структура. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
ГЛАВА 6. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- Лекция 23. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 24. Общенаучный уровень методологии педагогики. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 25. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 26. Организация педагогического исследования. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 27. Система методов и методика педагогического исследования. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
ГЛАВА 7. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
- Лекция 28. Обоснование гуманистической методологии педагогики. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 29. Понятие о педагогических ценностях и их классификация. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 30. Образование как общечеловеческая ценность. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
ГЛАВА 8. РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
- Лекция 31. Развитие личности как педагогическая проблема. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 32. Сущность социализации и её стадии. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 33. Воспитание и формирование личности. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 34. Роль обучения в развитии личности. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 35. Факторы социализации и формирования личности. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 36. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
ГЛАВА 9. ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
- Лекция 37. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 38. Педагогическая система и её виды. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 39. Общая характеристика системы образования. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 40. Сущность педагогического процесса. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 41. Педагогический процесс как целостное явление. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 42. Логика и условия построения целостного педагогического процесса. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
ГЛАВА 10. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
- Лекция 43. Обучение как способ организации педагогического процесса. Провёл Хамтгалеев Э. Р.
- Лекция 44. Функции обучения. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 45. Методологические основы обучения. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 46. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 47. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 48. Виды обучения и их характеристика. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
ГЛАВА 11. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
- Лекция 49. Закономерности обучения. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 50. Принципы обучения. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
ГЛАВА 12. СОВРЕМЕННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
- Лекция 51. Характеристики основных концепций развивающего обучения. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 52. Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
ГЛАВА 13. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
- Лекция 53. Сущность содержания образования и его исторический характер. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 54. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 55. Принципы и критерии отбора содержания общего образования. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 56. Государственный образовательный стандарт и его функции. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 57. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 58. Перспективы развития содержания общего образования. Модель построения 12-летней общеобразовательной школы. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
ГЛАВА 14. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
- Лекция 59. Организационные формы и системы обучения. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 60. Виды современных организационных форм обучения. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 61. Методы обучения. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 62. Дидактические средства. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 63. Контроль в процессе обучения. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
РАЗДЕЛ IV. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
ГЛАВА 15. ВОСПИТАНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
- Лекция 64. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 65. Цели и задачи гуманистического воспитания. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 66. Личность в концепции гуманистического воспитания. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 67. Закономерности и принципы гуманистического воспитания. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
ГЛАВА 16. ВОСПИТАНИЕ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
- Лекция 68. Философско-мировоззренческая подготовка школьников. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 69. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 70. Формирование основ нравственной культуры личности. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 71. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 72. Формирование эстетической культуры учащихся. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 73. Воспитание физической культуры личности. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
ГЛАВА 17. ОБЩИЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
- Лекция 74. Сущность методов воспитания и их классификация. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 75. Методы формирования сознания личности. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 76. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 77. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 78. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 79. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
ГЛАВА 18. КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ
- Лекция 80. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 81. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 82. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 83. Этапы и уровни развития детского коллектива. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 84. Основные условия развития детского коллектива. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
ГЛАВА 19. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
- Лекция 85. Структура и этапы развития воспитательной системы. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 86. Зарубежные и отечественные воспитательные системы. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 87. Классный руководитель в воспитательной системе школы. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 88. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы. Провёл Хамтаглеев Э. Р.
РАЗДЕЛ V. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ГЛАВА 20. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ
- Лекция 89. Сущность педагогической технологии. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 90. Структура педагогического мастерства. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 91. Сущность и специфика педагогической задачи. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 92. Типы педагогических задач и их характеристика. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 93. Этапы решения педагогической задачи. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 94. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
ГЛАВА 21. ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
- Лекция 95. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 96. Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 97. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 98. Планирование работы классного руководителя. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 99. Планирование в деятельности учителя-предметника. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
ГЛАВА 22. ТЕХНОЛОГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
- Лекция 100. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 101. Структура организаторской деятельности и её особенности. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 102. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 103. Учебно-познавательная деятельность и технология её организации. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 104. Ценностно-ориентационная деятельность и её связь с другими видами развивающей деятельности. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 105. Технология организации развивающих видов деятельности школьников. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 106. Технология организации коллективной творческой деятельности. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
ГЛАВА 23. ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И УСТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
- Лекция 107. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 108. Понятие о технологии педагогического общения. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 109. Этапы решения коммуникативной задачи. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 110. Стадии педагогического общения и технология их реализации. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 111. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 112. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
РАЗДЕЛ VI. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
ГЛАВА 24. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
- Лекция 113. Государственно-общественная система управления образованием. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 114. Общие принципы управления образовательными системами. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 115. Школа как педагогическая система и объект научного управления. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
ГЛАВА 25. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ВНУТРИШКОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
- Лекция 116. Управленческая культура руководителя школы. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 117. Педагогический анализ во внутришкольном управлении. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 118. Целеполагание и планирование как функция управления школой. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 119. Функция организации в управлении школой. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 120. Внутришкольный контроль и регулирование в управлении. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
ГЛАВА 26. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
- Лекция 121. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 122. Педагогический коллектив школы. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 123. Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 124. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьёй школьника. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 125. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
ГЛАВА 27. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЕЙ
- Лекция 126. Инновационная направленность педагогической деятельности. Провёл Хаматгалеев Э. Р.
- Лекция 127. Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей и их аттестация. Провёл Хаматгалеев Э. Р.