Лекции подготовлены по учебному пособию А. Г. Асмолова "Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли" (2017)
Раздел I. Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования.
Глава 1. Методология проектирования Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования.
Лекция 1. Методология проектирования Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования. Подготовил Хаматгалеев Э. Р.
Глава 2. Возрастные особенности подростка.
Лекция 2. Подростковый возраст как переходный от детства к взрослости. Подготовил Хаматгалеев Э. Р.
Лекция 3. Развитие самосознания в подростковом возрасте. Подготовил Хаматгалеев Э. Р.
Лекция 4. Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте. Подготовил Хаматгалеев Э. Р.
Лекция 5. Подросток как субъект учебной деятельности. Подготовил Хаматгалеев Э. Р.
Раздел II. Программа развития универсальных учебных действий для основного общего образования.
Глава 1. Личностные универсальные действия.
Психологическое содержание и условия развития:
Лекция 6. Жизненное, личностное и профессиональное самоопределение. Подготовил Хаматгалеев Э. Р.
Лекция 7. Развитие Я-концепции и идентичности личности. Подготовил Хаматгалеев Э. Р.
Лекция 8. Смыслопорождение и смыслообразование. Развитие мотивов учения. Подготовил Хаматгалеев Э. Р.
Лекция 9. Рекомендации по развитию мотивации учебной деятельности. Подготовил Хаматгалеев Э. Р.
Лекция 10. Развитие морального действия. Ориентация в морально-нравственных основах поведения. Подготовил Хаматгалеев Э. Р.
Типовые задачи:
Личностное самоопределение. Развитие Я-концепции.
Формирование схемы ориентировочной основы действия нравственно-этического оценивания.
Глава 2. Коммуникативные универсальные учебные действия.
Лекция 11. Коммуникативные универсальные учебные действия: психологическое содержание и условия развития. Подготовил Хаматгалеев Э. Р.
Типовые задачи:
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в ходе тренингов.
Глава 3. Познавательные универсальные учебные действия.
Лекция 12. Познавательные УУД. Исследовательские и проектные действия. Психологическое содержание и условия развития. Подготовил Хаматгалеев Э. Р.
Лекция 13. Компоненты исследовательских действий. Подготовил Хаматгалеев Э. Р.
Типовые задачи:
Формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности.
Формирование умения проводить эмпирическое исследование.
Формирование умения проводить теоретическое исследование.
Чтение в составе универсальных учебных действий:
Лекция 14. Требования к уровню чтения в основной школе и современное состояние проблемы грамотности. Подготовил Хаматгалеев Э. Р.
Лекция 15. Чтение художественного текста. Условия организации эффективного обучения чтению. Подготовил Хаматгалеев Э. Р.
Типовые задачи:
Формирование смыслового чтения.
Глава 4. Регулятивные универсальные учебные действия.
Лекция 16. Регулятивные УУД: психологическое содержание и условия развития. Целеполагание и построение жизненных планов. Подготовил Хаматгалеев Э. Р.
Лекция 17. Регуляция учебной деятельности. Подготовил Хаматгалеев Э. Р.
Лекция 18. Рекомендации по формированию регулятивных действий. Подготовил Хаматгалеев Э. Р.