Молодому педагогу в наше время нелегко. В последние годы систему образования трясет, будоражит и штормит. На плаву еле удерживаются учителя со стажем, с большим опытом, что уж говорить о «новобранцах», которые оканчивают вузы, приходят в школы совсем юными, иногда воодушевленными – и… кое-кто уходит сразу, а часть – чуть позже.
Быть молодым учителем – каково это? Непросто: стоит новоиспеченному педагогу перешагнуть порог учебного заведения, как множество проблем, мелких и крупных, обрушивается на его голову. Возникает море вопросов: как безболезненно влиться в коллектив? Как завоевать уважение и признание учеников? Какими методиками пользоваться, дабы заинтересовать детей своим предметом? Как научиться получать положительные результаты? И главное – как не разочароваться в выбранной стезе?
…2010 год – Год учителя. Уверена, много добрых слов будет сказано в адрес заслуженных педагогов. Спасибо им за самоотверженный труд. Однако не стоит забывать о молодых кадрах, особенно тех, кто работает с «огоньком», с задором. За ними будущее школ.
Молодой учитель Эмиль Хаматгалеев при встрече поразил убежденностью в правильности выбранной профессии учителя. Сказав робко пару слов о себе, вдруг перешел на детей. Заговорил горячо. За все время беседы ни разу не сказал «я» – только «мы» и «они». Слушала и удивлялась его педагогическому романтизму, трепетному отношению к работе, к школьникам.
Сама жизнь требует от современного педагога постоянного новаторства, профессионального роста, самоотдачи. Эмиль Ринатович использует инновационные методики, старается заглянуть в будущее, планируя ряд мероприятий. О таких педагогах говорят: «От бога». Однако дарование дарованием, но секрет успеха кроется не только в нем, а скорее – в собственном увлечении выбранным предметом и трудолюбии. Отдача в школе гарантирована лишь в том случае, если ты полностью погружаешься в мир детей, проводишь с ними много времени, находишь общий язык: тогда они раскрываются, начинают доверять, налаживается контакт. У нашего героя это получается. Он не только не разочаровался в профессии, а за короткий срок сумел собрать вокруг себя энергичных, творческих учеников – создал костяк. Его подопечные активно участвуют в жизни школы, города, республики и даже, как ни громко это звучит, страны.
Эмиль окончил Стерлитамакскую государственную педагогическую академию (Технолого-экономический факультет) в 2006 году и тут же ушел в армию. Отслужив один год в Подмосковье в космических войсках, вернулся в родной город. На короткий срок устроился в университет имени Шолохова ассистентом кафедры экономики – и ушел из-за очень низкой зарплаты. Пришел в обыкновенную стерлитамакскую среднюю школу № 16, расположенную за рекой Ашкадар, и стал вести уроки экономики, технологии, ОБЖ и физкультуры. Позже вместо физкультуры – ИЗО.
На сегодняшний день кроме уроков ведет кружки «Художественная обработка древесины», «Научные исследования», «Стрельба из малокалиберной винтовки». Проводит занятия не ради галочки – личным примером показывает, как надо достигать успеха, помогает ученикам выполнять такие проекты, которые актуальны и могли бы участвовать в конкурсах, побеждать. И победы есть, к тому же неоднократные.
Обращает на себя внимание в работе молодого педагога возрастной охват: от начальных классов до выпускников. Так, на прошлогоднем городском смотре строя, песни и речевки первое место в номинации «Лучшая речевка» взяли ученики 3–4 классов, а через месяц в городском шахматном турнире «Белая ладья» ученики 7-х классов Альберт Зайнуллин, Владислав Кузьмин, Алия Уразбахтина и Марина Козина заняли третье место.
Вообще 2009 год для Эмиля Хаматгалеева и его учеников оказался очень продуктивным: разработка и подготовка творческих проектов, конкурсы за конкурсами, победы за победами. Возникшее чувство радости и удовлетворения от полученных результатов до сих пор переполняет детей и их педагога. Взять, к примеру, увлекательный творческий проект ученика 7 класса Андрея Захарова «Домик для птиц “Станичный”», который на городской научно-практической конференции в Детском экологическом центре занял первое место. Тот же проект плюс работа «Исследование покупательского спроса» на республиканской научно-исследовательской конференции «X Ломоносовские чтения» получил диплом 2 степени. А в городском конкурсе «Весна приходит с МТС» ученик Михаил Корнеев стал обладателем Гран-при. «Ребенок пришел пешком, смастерив собственными руками скворечник, а уехал на двух колесах. Взял главный приз – велосипед», – улыбнулся, вспомнив, Эмиль Ринатович.
Республиканский конкурс творческих, исследовательских работ и проектов учащихся и студентов «Я познаю мир и себя в этом мире» принес победы многим ученикам Э. Хаматгалеева – одиннадцатикласснице Кристине Матвеевой, семикласснику Михаилу Корнееву, Альберту Зайнуллину, Дмитрию Галченко, Андрею Захарову и Алексею Бурде, Лейсан Минибаевой и Виталию Кожевникову. И темы удивительно разнообразные – от малого бизнеса в области хлебопечения и маркетинговой коммуникации до культуры цыган и электрического аудита.
Молодой учитель Эмиль Хаматгалеев гордится достижениями школьников и мечтает вывести их на новый, международный, уровень. Благодарен он и родителям, которые поддерживают его и своих детей, помогают в решении того или иного вопроса. Немалую поддержку оказывает педколлектив – заместители директора Л. Минибаева и Л. Щербакова, директор З. Альхамова.
– Без поддержки коллег пришлось бы тяжеловато, – признался Эмиль Ринатович. – Немало идей о том, как преподнести, обыграть тот или иной момент, было подано с их стороны. Я благодарен всем педагогам за отклик, и спасибо детям за живое участие во всех предложенных проектах. Мне нравится моя работа. Быть учителем интересно, и особенно приятно получать хорошие результаты.
В наше время учителем, увы, быть не модно – особенно в эту профессию не стремится попасть сильный пол, а ведь школа нуждается в притоке свежих сил, ей не хватает целеустремленных, неординарных личностей. Требуются талантливые и энергичные, многогранные и ответственные педагоги с современным взглядом на жизнь. А уж про романтиков-педагогов и говорить не стоит! И если таковые находятся, их успехи следует замечать и отмечать. Хотя бы добрым словом. |